Настало время освежить навыки зимней езды )
Теория и физика процесса слегка научно.
http://www.niva-club.net/viewtopic.php?f=132&t=9814
Теория и физика процесса совсем не научно.
Есть два главных параметра тяга и сопротивление движению.
Когда 1 больше 2 едем, когда уравновесилось - крутим колесами и стоим, застряли.
Чем больше запас тяги тем уверенее движение и выше скорость можно развить.
Чтобы понять взаимодействие этих величин придется рассмотреть в отдельности основные состояния снега.
Свежевыпавший, пухляк.
Особенностью движения является большое погружение автомобиля в снег, большая глубина колеи, сдвиг снега перед колесами.
Величины опорных свойств автомобилей повышенной проходимости не позволяют держаться на поверхности снега, поэтому движение фактически происходит по земле, а масса снега только создает сопротивление.
В таких условиях преимущества у тяжелых машин.
Как правило глубина преодолеваемого пухляка около диаметра колеса. (иногда и выше)
Наст, фирн.
Плотный, кристализованный под действием ветра,перепадов температуры и пр. снег.
Фирн пилится ножовкой и легко выдерживает вес автомобиля.
Движение происходит по поверхности почти без образования колеи.
(практически как по асфальту.)
Ситуация меняется если плотный снег идет пластами, особенно при низкой температуре воздуха.
При движении автомобиля слои ломаються, оказывая крайне большое сопротивление движению, а более рыхлый снег находящийся между слоями высыпается в колею.
Это один из самых спорных вариантов.
Автомобиль с низким удельным давлением сможет ехать не проваливаясь, но более тяжелый автомобиль сможет развить большую тягу.
Иногда достаточно 20см слоистого снега чтобы сделать движение по нему невозможным.
Влажный снег
Нам очень важно понять, обладает ли снег способностью уплотняться.
Это свойство легко определяется по характеру колеи.
Если в колее отпечатывается след протектора, значит происходит пластическая деформация и уплотнение снега.
Способность снега воспринимать тяговую нагрузку колес зависит от степени его уплотнения.
Влажный, уплотняющийся снег как правило позволяет не проваливаться до земли, движение по нему возможно при значительной глубине (до нескольких метров)
Но если глубина колеи составляет более трети диаметра колеса сопротивление скорее всего превысит тягу.
Кристализованная крупа.
Крайне слабо подвержена уплотнению, однако создает сопротивление значительно больше чем пухляк.
При низкой температуре и высокой влажности обладает смерзается через некоторое время после уплотнения образуя фирн.
Оценка
Первым делом оценим состояние снежного покрова и его глубину.
Важно определить насколько он подвержен уплотнению, что пропорционально итоговой глубине колеи.
В большинстве случаев глубина колеи не может превышать пловину колеса, дальше нагребание мостами, потеря тяги на колесах и остановка.
Только свежевыпавший снег позволит двигаться с погруженными мостами, однако если под ним находится слой более плотного скорее всего тяги не хватит.
Снижение давления в колесах снижает и глубину колеи и как следствие сопротивление движению.
Если автомобиль не едет.
Небольшие участки, вроде переметов, можно преодалевать пользуясь инерцией, во многих случаях, когда снег не очень плотный этот же прием позволяет проехать там, где бы тяги не хватило если двигаться внатяг.
В случае если снег плотнее и глубже возможностей автомобиля придется пробивать или, как еще говорят, "топтать" колею.
Суть процесса в следующем -
Первое чему нужно хорошо научится - чувствовать начало пробуксовки.. на минимальном давлени в колесах слегка разгоняемся (не буксуем!!) и катимся на снег, как только чувствуем потерю тяги и начало проворота передней оси, сразу резко выжимаем сцепление, автомобиль по инерции прокатывается еще не некотрое расстояние.
Включаем заднюю передачу и аккуратно, опять же без пробуксовки откатываемся назад.
Повторяем цикл. =)
В результате снег постепенно уплотняется.
Хорошо запомнить немудреное правило этого процесса "чем медленее тем быстрее"
Если вовремя не выжать сцепление и накатится на нетоптанный снег с колесами под тягой, вы тут же застрянете.
Снег спешки и суеты не признает, малейшая пробуксовка приводит к закапыванию, не вытерпел, надавил газ - выходи махать лопатой.
Видео про то как топтать.
Теоретически топтанием преодолевается снег практически в любом состоянии, но скорость движения при этом может отбить желание этим заниматься.
Особенно если за сутки вы продвинулись лишь на несколько сотен метров и сожгли при этом литров 50 топлива =)
Комбинируем разгон и топтание.
Интуитивно понятно, если нужно преодолеть препятствие ходом, например подьем или перемет сначала топчем участок для разгона, затем делаем решающий рывок )
Если не топчется совсем.
Кристалическая крупа, бывает, не уплотняется никак, даже после десятого проезда, иногда не удается ехать назад даже по собственным следам.
Снег в таком состоянии как бы течет, машина буксует, тяги совсем нет..
Поздравляю, скорее всего вы встряли надолго =)
Поможет поговорка "утро вечера мудренее", поспите часиков 12, возможно ваш след смерзнется и вы поедете по фирну как по асфальту.
(а может быть ждать придется долго)
Опасно тем, что можно заехать а потом не выехать =)
Как повысить проходимость в снегу.
Тут все довольно просто - чем меньше давление на площадь пятна контакта колеса тем позже вы перестанете ехать и начнете топтать =)
Меньше уделка - меньше глубина колеи - меньше сопротивление движению.
Больше площадь опоры - больше тяга.
Единственный вариант реализовать хоть какую то тягу в неуплотняющемся снегу - большая площадь пятна контакта.
Иначе колесо просто сдвигает верхний слой снега, копает и едет только вниз )
Для каждой машины есть свой предел - едем - едем ходом - едем ходом с пробиваниями - топчем - совсем уныло топчем - копаем и топчем - не едем совсем.
Самое лучшая шина для снега - тонкостенная и очень упругая камера (шина оболочка) без какого либо протектора.
Протектор вреден, так как делает шину жесткой и все равно толком не добавлят тяги, только роет.
А вот в более уплотняемом снегу прибавка уже существенее, при сохранени эластичности шины, конечно, что очень сложно реализуемо физически.
Автомобили оборудованные мягкими шинами с возможностью эксплуатации при давлении в них не более 0.1-0.2 способны достаточно уверенно передвигаться по сыпучему снегу со сравнительно небольшой глубиной колеи.
Если рассуждать только в рамках "обычных" автомобильных шин то суть та же.
Чем мягче шина, чем менее высокий протектор, чем меньше давление - тем лучше проходимость.
Чем круглее в профиль разрез колеса, тем более правильно будет плющится резина.
Цепи, шипы.
В целом подобные устройства предназначенны для увеличения сцепления и тяги на скользких поверхностях, твердом фирне, льду со снежным слоем сверху и пр.
Увеличение проходимости в снегу может быть достигнуто только в тех случаях когда машина может двигаться со значительной глубиной колеи.
В глубоком (для конкретной машины) уплотняемом снегу - увы, цепи абсолютно безполезны.
Блокировки
С одной стороны помогут распределить тягу по колесам равномернее, с другой вызвать явную склонность к зарыванию особенно на поворотах.
Эффект и при езде ходом, и при топтании..
Лебедка
Практически не нужна, разве только для преодолния чисто геометрических препятствий.
Тянуться по глубокому снегу даже и не мечтайте )
Выдергивние тросом
Привычный прием сработает очень ограничено.
Если буксирующая машина стоит на твердом то без проблем, если же на натоптанном то гарантированно буксование и застревание всей связки сразу.
Ну и повторим главное напоследок - чем медленнее тем быстрее! (с)
гы.