Всем привет!
Расскажу и я об одной из своих поездок на своей нивке, но сперва немного о себе и о местах где мы живем. Зовут меня Денис, родом я из г.Бердска Новосибирской области. Ниву я купил в 2011году, с тех пор мы неразлучны и постоянно стремимся к совершенству. Местность у нас более-менее равнинная, особых гор нет, но и болот немного. Есть где порыбачить, есть где отдохнуть, но душа настоящего джипера новосибирской области всегда тянется к восточной части. Та, которая граничит с Кузбассом. Именно там расположен Салаирский кряж, он же Салаир. Места дикие, слегка горные. Дорог как таковых там нет. Зато тут есть золото и с давних времён и до сегодняшних дней там работают по несколько бригад золотодобывателей. Поэтому пейзаж Салаира с каждым годом меняется не в лучшую сторону. Самая высокая точка Новосибирской области находится именно здесь. Это гора Пихтовый гребень. Высота её 494метра над уровнем моря. Настоящее крещение в джиперы проводится именно тут.
Летом 2013 года я уже был морально готов ехать покорять эту вершину, но, почитав отчеты предшественников о поездках на Салаир решил, что ехать туда в одну машину не безопасно, а ехать с чужой компанией не хотелось. Всё лето я подбивал знакомых мне ниваводов на совместную поездку. В конце августа понял, что всё это бесполезно и решили мы с коллегой Лёхой ехать в одну машину.
Лёха – мой двухметровый коллега. На момент поездки ездил на пузотёре, о чем сильно жалел и мечтал стать шниваводом. В данный момент Лёха стал счастливым обладателем шевроле нивы.
Перед поездкой ещё раз изучили карту, загрузили треки в навигатор. Из внедорожной подготовки на тот момент у нас был только реечный домкрат, какая-то простенькая китайская лебедка, защита картера, резина К-139 и бензопила. Так как всю неделю до поездки была сухая тёплая погода, то взять высоту мы планировали за 1 день, но на всякий случай взяли с собой запас еды, палатку и спальники.
Выехали мы из Бердска в субботу в 8:30, по пути заправились до полного бака + залили 10л канистру. Проехали Маслянино, проехали Бол.Изырак и нашли свёрток вправо, откуда и начинался скачанный заранее трек. Подкрепились. Время, часов 11. Поехали дальше. Местность начала постепенно превращаться из равнинной в горную. И вот он - первый брод. Видно, что по нему уже давно никто не ездил - затянуло илом, свежих следов нет и огромная колея. Проехать на ниве - нереально. Нашли объезд. Весь следующий путь представлял из себя поиск объездов. Нашли брод более демократичный, но пройти можно было только на блокировке и только с ходу, так как выход из него был вверх в горку. Едем дальше. Чем дальше, тем красивее страшнее. Чуть грязь, так обязательно колея выше колена. Увидел свежие следы Влипяти, причем в один конец – это вселило надежу повстречать дальше себеподобных ниваводов. При очередном объезде очередной жижи, я поторопился и тут же Салаир наказывает меня за это: влетаем в жирную глиняную жижу, что ни домкрат толком не поставить под бампер, да и машина присосалась пузом.
Кое-как подняли морду, накидали туда бревен, потом сзади тоже самое. Пробую выехать назад. Проезжаю полметра, машина соскакивает с бревен и опять закапывается.
Решили поменять тактику. Леха взял ту самую ручную лебедку. Пробуем тянуть ей назад. Лебедка заклинила. Пробуем делать тоже самое, но в качестве лебедки используем ХайДжек. Протащили сантимов 20. Тросы звенят как струна, очково. Кажется, что вот-вот должно что-нибудь порваться и какой-нибудь крюк прилетит или в голову или в машину. Решили отдохнуть. Вдали послышался рокот дизеля. Через минут 5 показался трактор Беларус с тремя местными на борту. Ребята очень удивились увидев нас тут на ниве. Сказали, что дальше ещё хуже, но нас вытянули. Денег не взяли. Сказали, что если дальше собираетесь ехать, то они вам ещё пригодятся. В итоге потратили мы на эту лужу 2 часа.
Дальше едем аккуратнее. Тщательно ногами прощупываем место, где собираемся проехать. Через километров 5-7 неспешной езды на первой пониженной встречаем владельца Влипяти. Рядом с дорогой стоят Нива и Луиза. Разбит лагерь, палатка, костерок, грибочки сохнут. Останавливаемся, разговариваем с ребятами. Говорят ехали вчера. Дальше не поедут. Дальше начинается полная жопа. «…Там вон не дорога, а бревна навалены, да ещё и болотоход стоит нахер…» «…Мы на Луизе туда сунулись, у нас сальник выдавило, назад вернулись. На ниве вон бампер погнули…» Прощаемся с ними, говорим, что у нас цель – Пихтовый. Они желают нам удачи и предупреждают, что бенза у них немного и спасать они нас далеко не поедут. Говорим, что договорились. Едем дальше уже практически без надежды на прорыв к цели. Через километр видим тот самый «болотоход» (Большой трактор на широких гусеницах. Одна гусеница слетела) и лужу масла чуть дальше. Видимо до сюда они и доехали на ЛУАЗе. Едем дальше. Пропускаем встречный ГАЗик (что-то типа шишиги, только более современный). В одном из объездов лужи садимся яблоком заднего моста. Это знак – пора обедать. Обедаем на капоте. Рядом текёт речка с названием Ик, но берег обрывистый и зарос травой, подойти тяжело. Поели. Подняли Джеком жопу, лопатой отгребли то, на что сели. Выехали. Дальше ехали рядом с дорогой практически по кустам. Ещё километр и подъезжаем к броду через Ик. Я искупался, Лёха нет. Вода, говорит, холодная. Только умылся.
После брода местность как будто подменили. Совсем другие пейзажи. Трава, как газон. Грязи почти нет, дорога – только успевай в тапку давить. Даже было желание пониженную выключить – я его поборол. Проехали один крутой спуск, поняли, что назад дороги теперь уже точно нет – назад мы в него не залезем. Дальше хуже. Местность опять сменилась. Выехали на какое-то болото. Кругом сухие осины. Половина поломанных, причем поломанных не у корня, а как-то на высоте метров пяти от земли. Жуть, только мертвых с косами не хватает. И Солнце куда-то исчезло. Вместо дороги глубокая колея залитая водой. Видны следы квадриков – они вдоль дороги по обочине проехали. Нам там на ниве не проехать – обочина маловата. Подумали, походили, почесали репы. Пришлось пилить наваленные хаотичным образом полусгнившие осины, убегать от муравьев… В итоге Леха показывал и корректировал мою траекторию и я потихоньку. Сначала по бревнам, потом по кустам объехал эту задницу. По правде сказать к этому моменту мы порядочно устали, как физически, так и морально. А что там дальше вообще не понятно. Немного проехав и остановившись перед очередной засадой услышали лай собак. Видимо, они нас услышали раньше. Это была поляна золотарей. Вдалеке уже была видна куча наваленных бочек и КРАЗ самосвал. Но чтобы доехать до него нужно было пролететь (не иначе) через 3 грязевые ванны, которые объехать не представлялось возможным. Получилось. Не зря защиту поставил.
Подъехали на поляну золотостарателей. В стороне стоят несколько вагончиков. На пороге одного из них сидит мужичок. Вокруг него штук 5 лаек и прочих собачек. Заглушил машину, пошел налаживать контакт. Леха крикнул вслед что-то типа ты куда – там же собаки… Собаки бодро побежали мне навстречу и чуть до смерти не зализали. Сторож оказался не менее приветлив. Уговаривал остаться, сказал, что «вы сегодня первые». Время было 18:00. Вчера, говорит, квадрики проехали, а сегодня только вы. Расспросили как дальше с дорогой, сказал, что «раз уж до сюда доехали, то дальше уж точно проедите. Дальше ЛЕГКОВАЯ колея начинается». (Эту «легковую колею» мы с Лехой ещё несколько раз вспоминали) Также сказал, что все уехали на выходные домой, ему тут скучно, есть баня и водка. Говорит, залезете на пихтовый, возвращайтесь сюда, посидим. Попрощались с дедом, пофотали их самодельное золотодобывательное оборудование и двинули дальше. Дорога, действительно, пошла легковая. Дальше почти не останавливались. Дорога всё круче и кручеподнималась вверх и вот он….!!!!! Пихтовый! На самом гребне с перебоями появилась сотовая связь. Позвонили домой, предупредили, что приедем завтра. Поставили палатку (на самой вершине есть почти горизонтальный небольшой пятачок), сварили ужин и со смешанными чувствами легли спать где-то в полдесятого. Смешанными, потому что несомненно были рады, что у нас это получилось, но впереди ещё предстояла дорога назад и чувство усталости приказывало ложиться спать.
Проснулись часов в 6 утра. Выспались. На самой макушке горы хорошо видно как начинает всходить солнце. Я поставил греться вчерашний суп, а Леха достал штатив и начал делать фотографии дорассветного салаира на длинной выдержке. Вообще надо отметить, что Лёха успевал и штурманить и фотографии делать. Именно благодаря им воспоминания о поездке до сих пор свежи в памяти.
Поели, попили, наполнили термоса свежим чаем, собрали палатку и мусор за предшественниками и выдвинулись в путь примерно около 8 утра. Спускались с вершины по другой дороге, как и советовали предшественники с форума. Спуск оказался намного проще по причине того, что тут уже не было колеи от мега-техники золоторей. Места по которым мы проезжали тоже поражали наш глаз. Хотелось останавливаться каждые 500 метров и впитывать в себя красоту и прелесть спокойного утреннего великого Салаира, который спокойно отпускал нас домой, не сломав у нивки ни одной детали, что, говорят, редкость для этих мест. Домой мы приехали в 2 часа дня с надеждой, что когда-нибудь мы ещё раз приедем в гости на Салаир и не только на Пихтовый гребень.